•текстильное производство; производство одежды, выделка и крашение меха; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
•обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки кроме мебели), производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
•издательская деятельность; полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;
•копирование записанных носителей информации;
•производство нефтепродуктов; производство основных химических веществ; производство красок и лаков; производство мыла и моющих средств; производство прочих химических продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий;
•производство стекла и изделий из стекла; производство керамических изделий, кроме используемых в строительстве;
•производство керамических плиток и плит; производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины; производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство цемента, извести и гипса; производство изделий из бетона, цемента и гипса;
•металлургическое производство; производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката; производство чугунных и стальных труб; производство прочей продукции из черных металлов, не включенных в другие группировки; производство цветных металлов; производство отливок; производство готовых металлических изделий;
•производство машин и оборудования; производство электрических машин и аппаратуры; производство аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов;
•производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство автомобилей; производство автомобильных кузовов, производство прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта; производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей; производство мотоциклов и велосипедов; производство прочих транспортных средств и оборудования, не включённых в другие группировки;
•производство мебели и прочей продукции, не включённой в другие группировки;
•производство игр и игрушек, производство различной продукции, не включённой в другие группировки;
•подготовка строительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; производство отделочных работ;
•торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, розничная торговля моторным топливом;
•оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; оптовая торговля машинами и оборудованием; прочая оптовая торговля; розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах, прочая розничная торговля;
•ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
•деятельность гостиниц и ресторанов; деятельность прочих мест для временного проживания; деятельность ресторанов и кафе; деятельность баров; деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания;
•деятельность туристических агентств;
•предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом;
•разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;
•техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники; прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
•научные исследования и разработки; деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве; инженерные изыскания для строительства; деятельность в области стандартизации и метрологии;
•технические испытания, исследования и сертификация;
•образование;
•сбор и обработка сточных вод.
Нормативная база сертификации
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»
- ГОСТ Р 55568-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента»
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования»
- ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015) «Национальный стандарт Российской Федерации. СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Требования и руководство по применению»
- ГОСТ Р ИСО 19011-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»
Этапы подготовки к сертификации:
Организационнный этап
1. Заявка в Орган по сертификации (далее - ОС СМ) о намерении сертифицировать систему менеджмента качества (далее - СК);
2. Регистрация и анализ ОС СМ заявки на сертификацию СМ;
3. Решение по заявке, извещение заказчика о принятом решении по сертификации СМ;
4. Оценка трудозатрат на проведение сертификации СМ;
5. Заключение договора на проведение сертификации СМ;
6. Назначение председателя комиссии и формирование комиссии;
7. Подготовка в ОС СМ запрашиваемых сведений и документов СМ, согласно Перечня документов и сведений.
Первый этап аудита по сертификации СМ
1. Анализ представленных сведений и документов СМ организации-заявителя;
2. Оценка местоположения заказчика и специфических условий размещения производственных площадок;
3. Сбор необходимой информации относительно области применения СМ, процессов;
4. Подготовка письменного отчета по анализу документов СМ, в котором наряду с указанием выявленных замечаний формируется заключение с обоснованием проведения частичного аудита «на месте» для снятия неясных вопросов или перехода ко второму этапу аудита.
Второй этап аудита по сертификации СМ (аудит на «месте»)
1. Предварительное взаимодействие с проверяемой организацией (заказчиком);
2. Подготовка плана аудита для сертификации СМ, утверждение его руководством ОС СМ, согласование с проверяемой организацией (заказчиком);
3. Подготовка рабочих документов согласно процедуры по сертификации СМ;
4. Проведение аудита на «месте»;
5. Подготовка акта по результатам аудита СМ, проведение заключительного совещания, подписание и рассылка акта;
6. Планирование заказчиком корректирующих действий по выявленным при сертификации СМ несоответствиям и уведомлениям и их реализация;
7. Контроль выполнения корректирующих действий по устранению причин несоответствий и учету уведомлений по результатам аудита;
8. Принятие ОС СМ решения по результатам аудита по сертификации СМ заказчика;
9. Оформление сертификата соответствия СМ (срок действия сертификата соответствия СМ - 3 года при условии проведения плановых инспекционных контролей);
10. Оформление договора на проведение инспекционного контроля сертифицированной СМ организации (в течение срока действия сертификата проводится не менее двух плановых инспекционных контролей, не реже одного раза в год).
Качество проведения работ по сертификации систем менеджмента качества (СМ) предприятий обеспечивается специалистами, взаимодействующими с ОС СК:
- 2 штатных эксперта по сертификации СМ;
- 2 внештатных эксперта по сертификации СМ;
- 1 штатный эксперт по сертификации продукции;
- 11 внештатных экспертов по сертификации продукции;
- 3 штатных технических эксперта;
- 42 внештатных технических экспертов.
Примерная стоимость работ по сертификации СМ составляет от 40 000 руб. до 100 000 руб.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ
При получении ОС СМ жалобы, она регистрируется ответственным за делопроизводство в журнале № 3-03 и передается руководителю ОС СМ, который убеждается, относится ли жалоба к деятельности по сертификации, за которую ОС СМ несет ответственность.
Руководитель ОС СМ своим распоряжением, назначает ответственного специалиста из работников ОС СМ, не имевшего отношения к предмету жалобы. В данном распоряжении руководитель указывает сроки рассмотрения жалобы.
Если жалоба имеет отношение к сертифицированному заказчику, то при её исследовании внимание уделяется результативности сертифицированной системы менеджмента. Ответственный специалист доводит в течении трех дней до сведения сертифицированного заказчика относящуюся к нему жалобу.
При рассмотрении жалобы выполняются требования конфиденциальности в части информации, относящейся к организации (предъявителю жалобы) и её предмету (согласно положениям инструкции ОС СМК).
Ответственный специалист несет ответственность за сбор и верификацию всей информации, необходимой для рассмотрения жалобы.
На основании собранной информации ответственный специалист подготавливает проект решения, которое анализируется и подтверждается руководителем ОС СМК (в случае, если он не имеет отношения к предмету жалобы) или другим лицом, не имевшим отношение к предмету жалобы (например, заместителем руководителя ОС СМ), после чего решение сообщается предъявителю жалобы.
ОС СМ, совместно с сертифицированным заказчиком, которого касалась жалоба, и предъявителем жалобы определяет, необходимо ли, и если да, то в какой степени, разглашать предмет жалобы и сделанное по ней заключение.
Все материалы по жалобе, после рассмотрения и принятия решения, подшиваются в дело сертифицированного заказчика.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЕРТИФИЦИРОВАННОГО ЗАКАЗЧИКА
ПРАВА:
- Использовать знак соответствия СМ на период действия сертификата в любой форме, исключающей возможность толкования его как знака соответствия качества продукции (разрешение ОС СМК на использование знака соответствия СМК).
- Делать запрос в ОС СМ о предоставлении любой информации о каждом члене аудиторской группы, об изменениях, связанных с требованиями к сертификации и т.п.
-Давать согласие (несогласие) с назначением какого-либо аудитора, тех.эксперта или стажёра.
- Согласовывать планы и дату проведения аудита.
- Заявляться на расширение (сужение) области применения действующего сертификата.
- Подавать апелляции в ОС СМ и вышестоящие организации, в случаях несогласия с решением ОС СМ.
- Давать согласие ОС СМ на предоставление какой-либо информации третьей стороне.
ОБЯЗАННОСТИ:
- Использовать сертификат соответствия только применительно к той области, которая определена в сертификате.
- Обеспечивать необходимые условия для проведения инспекционных контролей, ресертификации и рассмотрения жалоб, включая доступ к документации и во все структурные подразделения организации, регистрируемым данным и персоналу.
- Предоставлять ОС СМ достоверные доказательства, подтверждающие выполнение требований нормативных документов и потребителя.
- Информировать ОС СМ об изменениях (структурной схемы, конструкции изделий, технологии или условий изготовления и др.), существенно влияющих на качество выпускаемой продукции, организации и менеджмента (ключевого управляющего персонала, принимающего решения или технического персонала).
- Проводить в установленные сроки анализ причин выявленных несоответствий, осуществлять корректирующие и предупреждающие действия по результатам инспекционных контролей и ресертификационного аудита.
- В установленные сроки оплачивать все расходы, связанные с работой по сертификации, инспекционным контролям и ресертификации.
- Не использовать сертификат и документы по сертификации (знак соответствия) таким образом, чтобы это могло дискредитировать ОС СМК и вводить в заблуждение при применении сертификата и знака соответствия.
- В случае приостановления или отмены действия сертификата прекращать использование всех рекламных материалов, содержащих любые ссылки на сертификат соответствия и, по требованию ОС СМК, возвратить ему сертификат.
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Общие положения
Настоящая процедура содержит положения, которые применяет ОС СМ при разработке документированных процедур для определения времени, необходимого для проверки организаций различной величины и разной степени сложности, занятых в различных сферах деятельности.
ОС СМ определяет продолжительность проведения первого и второго этапов сертификации, инспекционных контролей и ресертификаций по каждому заказчику и держателю сертификата. Последовательность проведения работ по сертификации СМ установлена в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 (раздел 9).
3.2 Продолжительность аудита
Продолжительность аудита включает время, проведенное непосредственно в проверяемой организации, и время, проведенное вне проверяемой организации и затраченное на планирование, анализ документации, общение с персоналом заказчика и составление отчетов.
Продолжительность проведения аудита на месте при сертификации СМ составляет 80% величины (аудитодень), указанный в таблице 1 (приложение1). Продолжительность инспекционных контролей и ресертификации составляет: 80% времени от общей продолжительности аудита отводится на проверку непосредственно в организации и не более 20% времени для подготовки документов по аудиту (планы, акты и т.д.).
В качестве основы для расчета продолжительности аудита используется фактическая численность персонала проверяемой организации.
4 Определение продолжительности аудита
4.1 Общие требования
Расчет продолжительности сертификации (первый и второй этапы) основывается на таблице 1 (приложения 1). В таблице приведены значения фактической численности персонала, базовая продолжительность аудита и факторы, увеличивающие (уменьшающие) базовые значения, выраженные установленными корректирующими коэффициентами.
В том случае, когда увеличивается (сокращается) продолжительность аудита, установленная в табл.1 (приложение 1) органом по сертификации оформляется обоснование увеличения (сокращения) продолжительности аудита.
Продолжительность сертификации может устанавливаться с учетом методов дистанционной проверки с использованием компьютерной сети (интернет, интернет on-Line). Эти мероприятия отражаются в плане проведения аудита, и время, затраченное на данные мероприятия, входит в общую продолжительность аудита на месте. Дистанционная проверка не должна составлять более 50% общих трудозатрат аудиторов при проведении проверки на месте.
Для расчета продолжительности инспекционного контроля и ресертификации используется таблица 1 (приложение 1), применяя подходящий коэффициент.
Трудозатраты на проведение инспекционного контроля составляют не менее 60% трудозатрат на аудит по сертификации СМ на месте.
При установлении продолжительности аудитов трудозатраты аудиторов-стажеров или технических экспертов не учитываются.
Сокращение продолжительности аудитов не должно составлять более чем 30% времени, указанного в таблице 1(приложение 1).
Время проведения аудита для оптимального охвата всех сторон деятельности организации согласовывается с проверяемой организацией.
Продолжительность ресертификационного аудита составляет две трети от времени, которое потребовалось на проведение первоначальной сертификации (первый и второй этапы) организации.
П
ри расчете продолжительности ресертификационного аудита учитываются результаты анализа функционирования СМ организации в течение периода действия сертификата соответствия.
5 Факторы, влияющие на корректировку продолжительности сертификации СМ
5.1 К факторам, подлежащим рассмотрению при определении увеличения продолжительности аудитов, относятся следующие:
- сложная логистика с использованием более чем одного здания или территории, на котором осуществляется деятельность;
- персонал организации, говорящий более чем на одном языке (привлечение переводчиков);
- большая площадка относительно численности персонала (лесной массив и т.п.);
- высокая степень законодательного регулирования (пищевая промышленность, образование и т.д.);
- СМ, охватывающая сложные процессы или специфические виды деятельности (химическая промышленность);
- деятельность, требующая посещения нескольких производственных или временных площадок.
5.2 К факторам, подлежащим рассмотрению при определении сокращения продолжительности аудитов, относятся следующие:
- отсутствие в СМ организации каких либо требований раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001, имеющих объективное обоснование исключений данных требований;
- производство продукции или выполнение процессов с низким уровнем риска;
- небольшая площадка относительно численности персонала;
- высокая степень зрелости СМ;
- комплексный аудит интегрированной системы;
- наличия у органа по сертификации предварительных знаний о СМ организации;
- низкая степень сложности осуществляемой деятельности (значительная доля персонала организации выполняет аналогичные функции).
6 Продолжительность сертификации организации, имеющих несколько производственных площадей
6.1 Если организация имеет несколько производственных площадок, находящихся в различных местах и осуществляющих схожую деятельность, то расчет продолжительности аудита осуществляется на основании инструкции СК 2-17.
ПОРЯДОК ПРИЕМА И РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ
1 При получении ОС СМ апелляции, она регистрируется ответственным за делопроиз-водство в журнале № 3-03 и передается руководителю ОС СМ, который своим распоряжением назначает комиссию и председателя АК (лица, вовлеченные в процесс рассмотрения апелляций, не должны проводить аудиты и принимать решения, связанные с сертификацией). В распоряжении о назначении АК указываются сроки ее работы.
Данная информация доводится до сведения организации, подавшей апелляцию.
2 Процесс рассмотрения апелляции включает следующие методы:
-принципы процесса получения, признания обоснованности и исследования апелляции, принятия решения о том, какие ответные действия должны быть приняты, учитывая результаты предыдущих подобных апелляций;
-сопровождение и регистрация предпринятых ответных действий;
-обеспечение, чтобы были выполнены соответствующие коррекции и корректирующие действия.
3 По результатам рассмотрения апелляции АК принимается решение, которое подписы-вает председатель комиссии.
4 Комиссия по апелляциям извещает заинтересованные стороны о своем решении в срок не более двух недель со дня получения апелляции.
Решение, которое сообщается предъявителю апелляции, должно быть принято, или про-анализировано и подтверждено лицом (лицами), ранее не имевшим отношения к предмету апелляции.
АК должна официально уведомить предъявителя апелляции об окончании процесса рас-смотрения апелляции.
5 Все материалы по апелляции после рассмотрения и принятия решения подшиваются в соответствующее дело организации, подавшей апелляцию.
6 АК при выполнении своих функций, должна руководствоваться инструкцией СК 2-07.
7 В случае несогласия с решением АК, заинтересованная сторона может обратиться в аппеляционную комисию